ФУНАКОСИ, ГИТИН (Funakoshi, Gichin) (1868–1957), один из основоположников современного каратэ, создатель стиля Сётокан родился 24 апреля 1868 в г.Сюри на острове Окинава в бедной семье мелкого чиновника – сборщика налогов. Отец, как пишет Фунакоси, «был налоговым пьяницей». В результате его «деятельности» ситуация в семье ухудшалась с каждым днем, и к моменту рождения Гитина семья была на грани полной нищеты. Юный Фунакоси рос слабым и болезненным ребенком. Заботу о его воспитании взял на себя дед, Гифуку Фунакоси, который преподавал в местной школе ряд классических наук: конфуцианскую литературу, грамоту, каллиграфию.
В школе Гитин Фунакоси подружился с сыном Азато Ясуцунэ - крупного хозяина из рода Тоно и второго по значению клана после рода Удон на Окинаве. Школьная дружба привела Г. Фунакоси в дом А. Асато. Там он узнал, что отец его друга известен и уважаем как мастер Сюри-тэ - одного из направлений каратэ. Таким образом, у мальчика появилась возможность тренироваться. Тренировки проходили тайно под покровом темноты, что было обусловлено действием запрета на изучение боевых искусств.
В своем труде «Каратэ-до: мой способ жизни» Гитин Фунакоси пишет: «В детстве я был довольно слабым и болезненным ребёнком, поэтому родители решили, что для укрепления здоровья мне обязательно следует позаниматься каратэ. Я подчинился родителям, но сначала без всякого интереса. Только в старших классах начальной школы, когда моё здоровье, благодаря постоянным тренировкам, заметно улучшилось, мой интерес к каратэ начал расти. Вскоре я обнаружил, что каратэ полностью поглотило меня. Я отдался изучению каратэ всецело: сознанием и телом, сердцем и душой. И вот из совершенно неуверенного в себе, слабого и очень мнительного ребёнка я превратился в сильного и решительного мужчину».
Для того чтобы быть допущенным к вступительным экзаменам в медицинскую школу в Токио Гитин Фунакоси исправляет дату своего рождения, так как в то время существовало положение, по которому к экзаменам допускались только родившиеся в 1870 году или позже. Фунакоси успешно прошел вступительные испытания, однако в школе так и не учился. Причиной тому послужила традиционная самурайская причёска – «тёммагэ», на ношение которой тогда существовал запрет. Эта причёска являлась неотъемлемой частью жизни японских самураев с незапамятных времён и имела вид пучка волос, собранного на макушке. У жителей Окинавы она издавна служила своеобразным символом мужской зрелости и достоинства.
Так как с раннего детства Фунакоси под руководством деда и мастера Адзато изучал китайскую классическую литературу, то решил применить полученные знания на практике и стать школьным учителем. Сдав квалификационные экзамены, он получил место помощника учителя в начальной школе.
Гитин Фунакоси пишет: «Впервые я вошёл в свой класс в 1888 году, когда мне исполнился всего двадцать один год».
Днем Фунакоси работал в школе, а с наступлением темноты он уходил на тренировки и возвращался только перед рассветом. Соседи полагали, что он похаживает в злачные места. Hочи напролет Фунакоси упражнялся в ката и только в одном ката под наблюдением самого мастера Асато. Монотонное и утомительное повторение одной и той же последовательности движений казалось глупым и унизительным, но у Гитина не хватало смелости попросить мастера показать ему хоть что-нибудь новое. Обычно, после выполнения очередного ката, Асато говорил: «Еще разок» или «И так сойдет». К рассвету Асато несколько разряжал атмосферу напряженных тренировок, становился разговорчивей, немного теоретизировал на темы каратэ.
Сэнсэй Асато настаивал на том, что бы Фунакоси изучал искусство и перенимал опыт у других мастеров. Так в жизни Фунакоси появился ещё один сэнсэй - Ясуцуне Итосу – знаменитый мастер Сюри-тэ, ученик легендарного мастера Мацумура Сокон.
Вскоре Фунакоси становится старшим учеником в Додзё сэнсэя Итосу. Постепенно Фунакоси стал понимать, что каратэ - это нечто большее, чем просто средство для поддержания и улучшения здоровья. Несмотря на отсутствие высшего образования, он довольно быстро продвигался по служебной лестнице в качестве учителя. Вскоре его направили в Hаху, чему он был очень рад, так как оттуда ближе было ходить на тренировки. Спустя какое-то время ему предложили еще одно повышение, но для этого было необходимо покинуть архипелаг, и Фунакоси отказался. Асато и Итосу помогли Фунакоси пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве. Таким образом, Гитин Фунакоси получил универсальную подготовку, благодаря которой он впитал в себя лучший опыт современного ему окинавского боевого искусства.
В 1885 г. Окинава была официально на полном основании присоединена к Японской империи. Каратэ постепенно выходило из укрытия, им занимались уже полулегально.
В эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство Японии стало уделять пристальное внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины 1890-х годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость подростков, с детства занимавшихся каратэ. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава вооруженных сил.
В 1901 г. на Окинаву прибыл инспектор школ Синтаро Огава. Там ему было предложено просмотреть показательные выступления по каратэ, в которых принимал участие и Г. Фунакоси. Результатом смотра явился рапорт в управление школ, в котором подчеркивалась «положительная роль каратэ, воспитательно-оздоровительный характер поединка, особенно с целью подготовки молодежи к военной службе».
В 1902 г. в порядке эксперимента каратэ включили в учебную программу Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава.
Количество желающих изучать каратэ стремительно росло, и Фунакоси набрал первые группы собственных учеников.
В 1905-1906 гг. Фунакоси с группой товарищей принял активное участие в организации публичных показательных выступлений на Окинаве.
С 1912 г. инициативное ядро в составе Фунакоси, Мабуни, Кяму, Гусукума, Огусуку, Токумура, Исикава, Яхику приступило к систематической демонстрации каратэ в залах крупнейших городов Окинавы - Сюри и Hахи.
В 1916 Фунакоси в составе делегации с Окинавы принял участие в показательных выступлениях в г. Киото (Япония).
В апреле 1918 года все знаменитые окинавские мастера Каратэ объединяются и создают «Каратэ Кэнкюкай» - Ассоциация сохранения Каратэ.
Чуть позже в 1920 году создаётся первая Окинавская Ассоциация Боевых Искусств – «Сёбукай» и Фунакоси становится первым её руководителем.
6 марта 1921 года Гитин Фунакоси с десятью помощниками демонстрировал ката, тамэсивари и кумитэ в замке Сюри перед будущим императором Японии. Это выступление открыло окинавскому Каратэ двери в Японию.
В конце 1921 года японское Министерство просвещения приглашает мастеров Каратэ во главе с Фунакоси на первый Всеяпонский семинар по физической культуре в Токио. Семинар состоялся 17 марта 1922 г. в Отяномидзу – район Токио. Демонстрация боевых искусств, особенно окинавского Каратэ, произвела большое впечатление на зрителей. Успех выступления был огромным, и после него знаменитый мастер, создатель современного Дзюдо Дзигоро Кано обратился к Фунакоси с просьбой дать ему несколько уроков каратэ и продемонстрировать его в центре «Кодокан». Это знаменитое выступление Фунакоси состоялось 3 июня 1922 года.
Вскоре Фунакоси открывает первый свой Додзё в Японии в лекционном зале студенческого общежития «Мэйсэйдзюку», где обучает несколько студентов, среди которых был знаменитый Хиронори Оцука – позднее основал стиль Вадо-рю.
Весной 1922 г. Министерство образования проводило в Токио первую национальную выставку по спорту. Фунакоси по просьбе организаторов мероприятия написал и привез с собой три тома учебника по каратэ под названием «Рюкю Кэмпо: Тодэ». В нём впервые «секретное» боевое искусство было открыто всем желающим, что имело большое значение для развития Каратэ.
Иллюстрировал книгу известный художник того времени Хоан Косуги. На обложку книги он поместил знакомое теперь всем каратэкам изображение тигра. Идея этого символа возникла у Косуги из выражения «Тора но маки» - официально написанный документ, по какому либо искусству, вместе с тем слово «тора» также означает – тигр, поэтому Косуги выбрал символом каратэ именно тигра (в последствии он станет официальным символом стиля Сётокан).
В 1922 Фунакоси приехал в Токио для участия в первом национальном фестивале спорта, организованном министерством образования, и познакомился с патриархом дзюдо Кано Дзигоро. Кано пригласил Фунакоси в Кодокан для показательных выступлений по каратэ и был очарован интеллигентным и грамотным мастером с Окинавы.
Заручившись моральной поддержкой Кано в деле развития и пропаганды каратэ, Фунакоси решил не возвращаться на Окинаву и остаться в Токио. Жена Фунакоси отказалась последовать за ним, сославшись на верность традициям, предписывающим жить около могил предков.
1 сентября 1923 года произошло Великое землетрясение Канто, которое разрушило Токио почти полностью. Тогда Фунакоси потерял многих друзей, погиб и типографский набор книги. Фунакоси начинает почти всё с начала. Он переносит свои занятия в Додзё «Юсинкан», принадлежавшее его другу мастеру Кэндо Хиромоти Накаяма.
Скопив немного денег, Фунакоси открыл первый крошечный зал при храме Мэйсёдзоку, который содержал за свой счет.
В 1924 году выходит в свет его вторая книга под названием «Рэнтаи госин Каратэдзюцу» - Укрепление силы духа и самозащита через искусство Каратэ, которую прочитал сам император!
В апреле 1924 года Фунакоси, следуя традициям Дзюдо и Кэндо, вручил чёрные пояса своим первым ученикам, в знак достижения мастерского уровня.
В сентябре он набирает группу в университете Кэйо, которая превратилась вскоре в первый студенческий клуб каратэ под названием «Дай Ниппон Кэмпо Каратэ-до». В этом названии слово каратэ было написано в новом значении – пустая рука. Фунакоси отступает от древних традиций и вводит в каратэ японскую терминологию, изменяет названия отдельных техник и Ката. Тоже касается и самого названия каратэ. Иероглиф «Кара» - китайский, раздражал и отпугивал желающих заниматься. Фунакоси меняет его на созвучный иероглиф «Кара» - пустой, чем устранил «китайский след» в названии, и внёс некоторый философский смысл, связанный с буддийской концепцией пустоты.
В 1925 написал новую, переработанную версию своей первой книги, уже под другим названием – Рэнтан госин каратэ-дзюцу – «Искусство каратэ для закалки тела и духа и для самозащиты».
Уже в 1926 открылся второй клуб при Токийском университете в Итико.
В 1926 для стимулирования учеников к поэтапному продвижению в каратэ Фунакоси, по аналогии с дзюдо, ввел жесткую систему званий – ученических (кю) и мастерских (данов), присуждая с первого дана черный пояс как знак высшего мастерства.
С 1927 начали действовать группы каратэ в университетах Васэда, Такусёку, СёДай, Хитоцубаси.
К 1930 в одном лишь Токио было открыто около тридцати залов, находящихся под руководством непосредственно Фунакоси. Мастер работал сутками, проводил по несколько тренировок в день в разных концах города, писал статьи, работал над новой книгой, которая должна была завершить создание концепции «нового» каратэ.
В 1930 Фунакоси официально назначил своего сына Ёситаку шеф-инструктором престижного университета Васэда, где располагалась одна из самых крупных школ каратэ.
Термин каратэ-до (каратэ, как духовный путь) появился у Фунакоси только в 1935 в книге Каратэ-до Кёхан. Иероглиф «до» он принял под влиянием дзюдо, где была разработана концепция боевого искусства как пути жизни. Именно в середине 1930-х годов Фунакоси завершил создание теоретической базы своего боевого искусства.
В 1935 году был организован «Всеяпонский комитет по Каратэ», который принял решение построить в Токио первое японское Додзё Каратэ.
В начале 1936 года строительство Додзё было завершено, и Гитин Фунакоси в возрасте 68 лет впервые открыл его двери.
Назвали это Додзё – «Сётокан» - Додзё мастера Сёто. Иероглифы «Сё» и «То» буквально означают – сосны и волны, описывают звук ветра, шелестящего в верхушках сосен. Фунакоси очень любил природу, и этот шорох, он рассматривал как, своего рода, божественную музыку. Поэтому ещё в детстве он взял себе литературный псевдоним «Сёто», который ставил под своими стихами, более известный в то время на Окинаве, чем его настоящее имя – Фунакоси. Символом Додзё стал тот самый тигр, с обложки первой книги Фунакоси.
В новое додзе приходило все больше и больше учеников. Желающих уже было так много, что макивары для упражнений приходилось устанавливать на улице прямо перед додзё, а грохот ударов раздавался допоздна.
В тоже время в столице Окинавы, городе Наха состоялась историческая встреча наиболее известных окинавских мастеров каратэ, на которой было принято решение об официальном переименовании тодэ в каратэ с использованием в написании иероглифа «Кара» - пустой. В результате этой встречи, с 1937 года форма написания названия каратэ становится стандартизованной, и сохраняется неизменной до настоящего времени.
В этот период Фунакоси публикует новый классический учебник по каратэ – «Каратэ Кёхай» (Основы Каратэ).
Весной 1945 зал Сётокан был до основания разрушен во время американской бомбардировки. Погибли многие архивы и записи Фунакоси. В этом же году умер от туберкулеза его сын и первый помощник Ёситака.
После войны Фунакоси решил вернуться на Окинаву, но остров оккупировали американцы. По приказу командующего оккупационными американскими войсками генерала Макартура многие жители Окинавы были переселены в Японию, и вместе с ними приехала жена Фунакоси.
Уже пожилая супружеская пара, наконец, после 25-летней разлуки воссоединилась и поселилась в городке Оита на острове Кюсю. Но семейному счастью суждено было длиться недолго – осенью 1947 жена Фунакоси умерла.
В 1949 в стране завершилось послевоенное возрождение каратэ, а фактически – становление нового подхода к каратэ как к физическому воспитанию, ориентирующемуся на спорт.
В этом же году была создана Всеяпонская ассоциация каратэ (JKA), на самом деле объединявшая только каратэ стиля сётокан, почетным президентом которой был избран Гитин Фунакоси.
Однажды Гитин Фунакоси пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились в раздевалку и, через несколько минут, появились на татами с такими же поясами. Фунакоси, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала. Ученики не поняли, что он надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся за облаками лестницы. Ибо путь познания себя и окружающего, «путь пустой руки» бесконечен, И пределов совершенству не существует...
Гитин Фунакоси был активен до конца своих дней, неустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.
Когда ему уже было 80 лет, он как-то на улице обезвредил преступника и до самой смерти мучился из-за того, что повел себя агрессивно, нарушив тем самым принципы, которые свято соблюдал и пропагандировал в течение всей жизни.
Фунакоси говорил: «Не будет большим преувеличением сказать, что почти все девяносто лет своей жизни я посвятил каратэ».
Умер Гитин Фунакоси 14 ноября 1957 г. на девяностом году жизни.
В 1968 г. в храме Энкаку-дзи был установлен небольшой каменный бюст, на котором кроме имени и фамилии мастера были выбиты слова: «Каратэ-до никогда не было средством нападения». Со смертью Гитина Фунакоси завершился важнейший этап в истории боя.